Iii. курс упражнений для изучения техники письма

Упражнения для изучения удара

ролд выф пролдж авыф

Упражнения для изучения движений пальцев на клавишах основного ряда

рыл ров рвы выл вол лов рад вал ода лад дар дал два пыл пар жар пыж

роды волы овод орлы долы арфы фары рады рвал орда вода лады дыра дары лава арфа полы пора пола пары павы лапы жало ждал жара лыжа ложа

оводы вдовы вывод вырыл довод дрофы аврал рыдал

рвала вдова выдал дрова додал фалды флора фалда право парад падал выпал опора ждала выжал жажда

выводы доводы аврора фарфор рыдала выдала вырыла давало порода правда продал подвал подала провал попало вправо выпало пропал оправа жаждал выждал дважды

радовал выдавал вырывал жаждала пропажа продажа прождал водопад выпадал

радовало выдавала вырывала продавал пропадал оправдал водопады выпадало подождал порождал

продавала пропадало продолжал подождала

Контрольные фразы к 1-й теме

папа продал фары
вдова подала воды
в ров падала вода
пыж попал в дрова
жара порождала пожары
дрофа попала в водопад
в подвал попадала вода
вдова продавала фарфор
лыжа дважды падала в ров
вдова вырвала жало овода

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ТЕМЫ

После вводной беседы, темой для которой должны быть основные положения теории и методики машинописи (значение схемы клавиатуры для облегчения представлений о движении пальцев к клавишам, значение правильного удара по клавишам для будущей быстроты письма, роль ритма в машинописи, безошибочность как основа слепого письма, необходимость медленного темпа в выполнении упражнений, пока движения пальцев не станут механическими, и проч.), надо, конечно, прежде всего показать учащимся, как правильно вставлять, выравнивать и вынимать бумагу, и объяснить им те простейшие механизмы машины, без умелого пользования которыми невозможно писать упражнения.

Объяснять эти механизмы надо по принципу: объяснять только то, чем учащиеся тотчас же будут пользоваться. Поэтому надо показать вал, ручки вала, щиток, на который кладётся бумага, когда её вставляют в машину, бумагоосвободитель, бумагодержатели, полеустановители, каретку как движущуюся часть машины, в отличие от корпуса как неподвижной части машины, свободный ход каретки, рычаг для перевода строк, регулятор интервалов, клавиатуру как совокупность буквенных клавишей, и промежуточный (пропускной) клавиш, назначение которого - делать промежутки (пробелы) между словами.

Объясняя действия бумагоосвободителя, надо непременно обратить внимание учащихся на то, что этот механизм как при работе, так и после работы обязательно должен быть приведён в своё исходное положение. Передвижение каретки при письме или от руки с открытым бумагоосвободителем на многих системах машин очень легко приводит к поломке лентоводителя (или хотя бы к его повреждению), а оставление бумагоосвободителя открытым после работы приводит к неравномерному растягиванию пружин, результатом чего потом является скашивание бумаги при работе.

Поэтому, объясняя, как вынимается бумага из машины, лучше первоначально рекомендовать учащимся делать это вращением ручки вала. Приём вынимания бумаги открыванием бумагоосвободителя много рациональнее, но при этом учащиеся, внимание которых поглощено другими задачами, систематически забывают приводить бумагоосвободитель в его исходное положение.

Действия клавиша обратного хода каретки и полеосвободителей не только не следует здесь объяснять, но надо категорически запрещать пользование этими механизмами, если учащиеся сами найдут их на машине, пока учащиеся пишут упражнения из отдельных слов. Для выполнения таких упражнений клавиш обратного хода совершенно не нужен, так как перебивки в выполнении упражнений недопустимы, а пользование как этим клавишем, так и полеосвободителями срывает руки учащихся с исходных позиций и, следовательно, вредит учебному процессу.

Первое время лучше воздержаться от объяснения действия и механизма для изменения движения ленты. Несмотря на простоту этого механизма, учащиеся, сознание которых заполнено многообразием нового, первоначально плохо усваивают этот механизм и только портят ленты перематыванием их с катушки на катушку, этот механизм лучше объяснить им несколько позднее, когда они уже освоятся с первоначальными упражнениями. А до этого следует предложить им при каждой остановке ленты обращаться к преподавателю.

Действия же всех других механизмов и частей, которыми учащиеся должны уметь пользоваться, например строкоустановителем и механизмом свободного вала (выключения зубцов вала и проч.), следует объяснять только после перехода всей группы к разделу оформления машинных бумаг, где эти механизмы только и могут быть использованы ими на практике.

Объяснив действия необходимых механизмов и проверив у всех учащихся элементарное умение пользоваться ими, можно перейти к существу первой темы - удару по клавишам и изучению движений пальцев на клавишах основного (второго снизу) ряда клавиатуры. Здесь надо прежде всего, конечно, дать аппликатуру (распределение) пальцев на клавишах основного ряда. И только - основного, так как аппликатура пальцев на клавишах других рядов всё равно не удерживается в памяти учащихся, раз им не приходится тут же усваивать её практически. Дальше надо отчётливо продемонстрировать правильную посадку, положение рук на клавиатуре, резко подчеркнув при этом значение исходных позиций рук, на клавиши которых пальцы учащихся должны возвращаться после каждого удара.

Мы не останавливаемся подробно ни на правильной посадке, ни на положении рук на клавиатуре, так как эти вопросы многократно излагались в имеющейся машинописной литературе и, конечно, общеизвестны.

Только после таких объяснений и демонстраций можно перейти к изложению правильных приёмов письма. Эти приёмы ставят перед учащимися три задачи: отрывистый удар по клавишам, безошибочность письма и равномерный ритм в ударах по клавишам. Каждая из этих задач требует от новичков большого напряжения внимания. А внимание, как известно, рассеивается, если оно не сосредоточено на каком-либо одном предмете. Поэтому нельзя, конечно, сразу ставить перед учащимися все три задачи.

Так как по техническим свойствам пишущей машин основой письма является отрывистый удар по клавишам, без которого впоследствии недостижимо быстрое письмо, то начинать надо, конечно, с удара. Укоренившийся неправильный удар очень трудно поддаётся последующему исправлению, а самое это исправление отвлекает потом внимание учащихся от последующих задач и очень мешает нормальному развитию учебного процесса.

Поэтому правильный удар должен быть понят и в основном усвоен учащимися до того, как перед ними встанет во всей полноте задача безошибочного выполнения упражнений. Такое разделение задач тем более необходимо, что, как известно, большинству учащихся отрывистый удар не только не даётся сразу, но самое понятие "отрывистый" плохо воспринимается их сознанием. Шрифт пишущей машины, совсем непохожий на рукописный и очень напоминающий типографскую печать, создаёт у новичков представление не письма, а печатания, а печатание в свою очередь отождествляется ими с тиснением. От новичков никогда не приходится слышать: "написать", "переписать", а всегда "напечатать", "перепечатать". В то же время хорошее письмо в представлении новичков отождествляется с ясным, густым отпечатком буквы на бумаге. Отсюда у новичков предвзятое желание как можно крепче притиснуть букву к бумаге, подобно печати, которую ставят на документах, т.е. стремление делать как раз противоположное тому, что нужно для отрывистого удара.

Обычно в руководствах по машинописи рекомендуется в этом случае давать учащимся сравнение с горячими, раскалёнными предметами: клавиши как бы горячие, к ним можно только прикоснуться, но нельзя задерживать на них пальцы. Но в действительности клавиши совсем не горячие, их температура ничем не напоминает учащимся, что пальцы на них нельзя задерживать, и учащиеся тотчас же забывают об этом нереальном сравнении.

По нашим наблюдениям гораздо лучшие результаты даёт такое указание: "Вы не должны чувствовать при ударе по клавишу, что он дальше не идёт, вы должны оторвать от него палец раньше, чем клавиш дойдёт до упора". Соединённое с этим указанием требование непременно отбрасывать немного руку кверху после каждого удара довольно скоро приводит учащихся к правильному пониманию отрывистого удара, а ощущение, что клавиш упёрся и дальше не идёт, постоянно напоминает им об этом указании.

Из изложенной выше теории письма мы видели, что для достаточной и, главное, равномерной силы удара в нём должна участвовать не только мускулатура пальцев, весьма различная по силе у отдельных пальцев, но мускулатура кистей рук. Поэтому удар по клавише должен быть не только отрывистым, но и ударом кисти, а не только пальцем, или, как принято говорить, удар должен быть бросковым, а не ползающим.

Эти необходимые свойства удара по клавишам создают довольно сложные сочетания движений пальцев и кисть рук, которые новичкам довольно трудно понять и освоить, если их не расчленить первоначально на несколько отдельных последовательных движений. Ведь ясно, что при ударе кистью новичок ударит сразу всеми четырьмя пальцами руки, буквенные рычаги соответствующих клавишей сцепятся и никакого эффекта не получится. Далее, после удара новичок инстинктивно отбросит кверху ударивший палец, как временно ему ненужный и только мешающий удару следующим пальцем. Так именно и получается у новичка, если ему предоставить самому сочетать необходимые для правильного удара движения.

Между тем, для того, чтобы удар получился только одним пальцем, а не всеми четырьмя, конечно, необходимо, чтобы этот палец предварительно занял выдвинутое положение среди других пальцев той же руки, а для того, чтобы пальцы после ударов не теряли своей ориентировки на исходных позициях, необходимо также, чтобы отработавшие пальцы не уходили вверх, а немедленно возвращались со всеми остальными пальцами на исходные позиции.

Поэтому, начиная изучение правильного удара, мы считаем необходимым, во-первых, начинать его с ударов только по клавишам исходных позиций и, во-вторых, давать учащимся следующую схему последовательны" движений пальцев и кистей рук.

1. Поставив все пальцы на клавиши исходных позиций (на прилагаемой схеме клавиатуры эти клавиши подчёркнуты), сначала слегка (примерно на один сантиметр) приподнять все пальцы, кроме ударяющего. 2. В таком положении пальцев (т.е. в выдвинутом книзу для ударяющего пальца) взмахнуть всей кистью руки кверху примерно на 2-3 см. 3. Ударить теперь с этой высоты по нужному клавишу, отрывая от него палец раньше, чем клавиш дошёл до упора, и тотчас же отбросить обратно кверху на те же 2-3 см всю кисть руки. 4. Немедленно после этого поставить все четыре пальца на клавиши исходных позиций.

Когда эта схема движений пальцев и рук для получения правильного удара понята и в основном усвоена всеми учащимися, надо перейти к изучению удара по клавишам основного ряда вне исходных позиций. Здесь к изложенной схеме движений надо добавить ещё один начальный член, и она станет такой:
1. Поставив все пальцы на клавиши исходных позиций, сначала отвести ударяющий палец к нужному клавишу (например, указательный палец правой руки к клавишу "п"), обязательно оставляя остальные пальцы той же руки на клавишах исходных позиций.
2. В таком положении пальцев поднять кверху примерно на 1 см все пальцы, кроме ударяющего.
3. В таком положении взмахнуть всей кистью руки кверху примерно на 2-3 см.
4. Ударить с этой высоты по нужному клавишу, отрывая от него палец раньше, чем клавиш дошёл до упора, и тотчас же отбросить обратно кверху на те же 2-3 см всю кисть руки.
5. Немедленно поставить все четыре пальца на клавиши исходных позиций.

Обе эти схемы надо, конечно, предварительно отчётливо продемонстрировать сначала групповым порядком, а затем индивидуально каждому учащемуся, для которого эти схемы необходимых движений недостаточно ясны.

В качестве упражнений для изучения удара лучше брать сочетания из букв подряд на клавишах сначала исходных позиций, а потом всего основного ряда (как мы это и даём ниже), чем из слов, которые можно было бы составить для этого из тех же букв.

Так как цель этих упражнений - ещё не безошибочное письмо, а только правильный удар по клавишам, то смысл того, что получается на бумаге, всё равно не может служить показателем правильности или неправильности движений, производимых учащимся. При замене же таких сочетаний букв словами, внимание учащихся неминуемо отвлекалось бы смыслом написанного и необходимостью не перебирать просто пальцами по клавишам подряд, а ещё за той последовательностью в ударах различных пальцев, какую требует каждое осмысление слово.

Равным образом, вопреки открытым Ляи законам чередования рук, лучше вести изучение удара поочерёдно то одной правой рукой, то одной левой, причём свободна рука должна, конечно, сохранять своё правильное положение на исходных позициях противоположной половины клавиатуры, а её большой палец должен своевременно делать промежутки после каждого упражнения. Распределение же таких упражнений сразу на обе руки, хотя и привело бы к чередованию рук, но осложнило бы процесс изучения удара отвлечением внимания учащихся на соблюдение этого чередования.

Каждое из приведённых ниже упражнений для изучения удара надо, конечно, повторять многократно до тех пор пока удар у всех учащихся не начнёт приближаться к правильному. Если же пальцы учащихся начнут уставать ранее этого момента, то надо перейти к упражнению для другой руки, возвращаясь потом опять к первому упражнению, пока удар не станет удовлетворительным.

При таком порядке изучения удара по указанным схемам движений и на упражнениях из клавишей, взятых подряд, удаётся в довольно короткий срок добиться удовлетворительного удара у всей группы учащихся. Возможные при этом отдельные неудачи всегда являются только следствием торопливости и нетерпеливого желания добиться результата поскорее. Поэтому сдерживание темпа выполнения этих упражнений всегда дает прекрасные результаты.

Добившись удовлетворительного удара на упражнениях из сочетаний клавишей, взятых подряд, можно перейти к упражнениям из слов и поставить перед учащимися вторую задачу - достижение безошибочного выполнения каждого упражнения. Однако и при постановке этой задачи нельзя ещё считать задачу правильного удара выполненной окончательно. Необходимость следить за правильной последовательностью букв в выполняемом слове-упражнении очень легко приводит учащихся в этом периоде к несоблюдению схемы последовательных движений пальцев и рук при ударе, и качество последнего начинает ухудшаться. В таких случаях, если учащимся не удаётся добиваться безошибочного выполнения упражнений и одновременном соблюдении необходимых для правильного удара движений, то лучше временно отказаться от требования безошибочности, но обязательно добиться строгого соблюдения правильного удара.

Обычно к середине упражнений первой темы всем учащимся уже удаётся сочетать требования правильного дара с требованиями безошибочности письма, и тогда требование безошибочного выполнения каждого упражнения в двух последних строках может быть поставлено во всей его полноте.

Когда и требование безошибочного выполнения каждого упражнения усвоено учащимися, что обычно наступает на упражнениях второй половины первой темы, то можно приступить к третьей задаче - усвоению равномерного ритма письма.

Ритмические упражнения - это, как известно, упражнения, выполняемые одновременно всей группой подсчёт такта, который даёт преподаватель. При подборе упражнений для выполнения их в такт следует соблюдать следующие требования:
1) давать только те слова-упражнения, которые были уже безошибочно выполнены слабейшими из группы;
2) давать слова только из нечётного, числа букв, чтобы вместе с ударом по промежуточному клавишу, общее число ударов в упражнении было чётным; это обеспечивает постоянное совпадение счёта "раз" с первой буквой каждого слова-упражнения, что в свою очередь облегчает возможность учащимся, выбившимся из такта, снова в него включиться;
3) состав букв в слове подбирать так, чтобы руки учащихся первоначально чередовались после каждого удара, а в дальнейшем такое чередование было бы по возможности более частым. Это облегчает первые шаги учащихся в освоении равномерного ритма, так как чередование рук само но себе более ритмично, чем чередование пальцев одной и той же руки;
4) начинать первые ритмические упражнения с коротких слов в 3 буквы.

Ниже дан набор слов для ритмических упражнений, подобранных в порядке постепенной трудности и в количестве, достаточном для первой темы. Однако при таком подборе упражнений для облегчения освоения равномерного ритма он оказывается первоначально очень трудным для учащихся, большинство которых обычно совершенно не встречалось с ритмом в был Поэтому в ритмических упражнениях первоначально приходится совершенно выключать требования и безошибочности, и правильного удара. Пусть в буквах будут ошибки, пусть пальцы иногда задерживаются на клавишах, главное - не выбиваться из такта. Когда же вся группа уловит общий ритм письма и войдёт в него, к учащимся вернётся и безошибочность письма, и правильный удар. Но для этого важно не приступать к ритмическим упражнениям до полного усвоения всеми учащимися и отрывистого удара, и безошибочности письма. Наоборот, совершенно безразлично, над каким упражнением первой темы работает в это время индивидуально каждый учащийся; безразлично даже, если отдельные учащиеся уже успели к этому времени перейти к следующим темам, так как выполнения в такт всё равно можно давать только те упражнения, которые уже проработаны слабейшими из группы.

Самая организация ритмических упражнений проводится так. Длина строки для этих упражнений берётся во всю ширину бумаги с отступлением от её левого края всего на 2-3 удара. Перед началом каждого упражнения все учащиеся отводят каретки к началу строки. Преподаватель занимает в группе такое место, с которого ему хороша видно окончание строки на машине, имеющей наиболее расставленный шрифт; когда строка на такой машине заканчивается, он даёт группе общее распоряжением "переведите каретки для следующей строки", что должно выполняться немедленно всей группой, независимо от того, что на машинах с сжатым шрифтом строки остаются незаконченными. Счёт такта следует вести на 2, а не на 4 деления: "раз - два", "раз - два", а не "раз - два -три - четыре", так как длинное слово "четыре" даёт менее отчётливый такт, а деление на 3 гораздо хуже улавливается учащимися, не знакомыми с ритмом.

Объявив учащимся слово, которое будет предметом ритмических упражнений, преподаватель даёт сначала счёт нескольких тактов, в течение которых учащиеся еще не пишут (так называемые пустые такты или паузы), чтобы дать им возможность вслушаться в общий темп письма, в котором им придётся писать, а уж затем на счет "раз" взмахом руки включает в такт письма всю группе учащихся.

После перевода всей группой кареток для следующей строки опять следует просчитать хотя бы один пустой такт, иначе отдельные учащиеся сразу начинают письмо в разных темпах и, конечно, выбиваются из такта.

Когда учащиеся настолько установятся в такте, что у большинства их уже не будет при этом и ошибок в буквах слова, то преподаватель, предупредив об этом группу, даёт счёт такта только в начале строки, перестаёт отсчитывать такт и предоставляет учащимся самим писать в общем такте, ориентируясь на удары букв о вал машины друг у друга. Обычно учащиеся в таком случае хорошо заканчивают строку с чётким соблюдением общего такта. Нередко однако, бывает, что в таких случаях учащиеся, предоставленные самим себе, начинают ускорять темп письма, в результате чего слабейшие выбиваются из такта. В последнем случае преподаватель снова сейчас же включает счёт такта вслух и этим сдерживает тех, кто пытается ускорить общий темп письма.

Первому ритмическому уроку обычно приходится посвятить около получаса времени, причём и за такое время часто не удаётся достигнуть всего, что описано выше. В таком случае остальное надо отложить на следующий ритмический урок, потому что при большей продолжительности урока внимание учащихся постепенно притупляется и хороших результатов всё равно не удаётся получить.

В дальнейшем каждому ритмическому уроку надо посвящать 15-20 минут, уделяя это время на каждом, текущем уроке на всём протяжении изучения слабейшими учащимися первых трёх тем, что в общей сложности потребует около 225-275 минут, или 5-6 учебных часов.

Количество слов-упражнений, которое следует использовать для каждого ритмического урока, зависит от темпа письма, который вначале должен быть очень медленным и который в дальнейшем надо ускорять с большой постепенностью. Обычно для первых уроков приходится использовать 2 слова-упражнения, в дальнейшем 2-3: и под конец 3-4, а иногда и 5 слов. Во всяком случае не следует пользоваться одним и тем же словом на протяжении более 12-15 строк, так как при чрезмерно длительном повторении одних и тех же движений пальцы учащихся начинают заплетаться и результаты упражнений ухудшаются.

При таком объёме ритмических упражнений и при пользовании для изучения техники письма упражнения подобранными группами из одинакового количества букв, у всех учащихся к концу курса оказывается настолько равномерный ритм письма, что случаи сцепления рычагов даже в условиях торопливости встречаются лишь как редкое исключение, а это и является конечной целью усвоения правильного ритма.

При таком разделении и последовательном выполнении задач усвоения удара, безошибочности и ритма упражнения первой темы легко усваиваются всеми без исключений учащимися.

Когда каждый учащийся закончил надлежащим образовывать все упражнения первой темы, ему надо дать для выполнения контрольные фразы, приведённые ниже (в конце первой темы). Из многих приёмов выполнения этих наилучшие результаты, по нашим наблюдениям, даёт требование написать каждую фразу столько раз, сколько потребуется, чтобы 3 последние раза фраза была написана совсем без ошибок. При этом технически лучше повторять эту фразу не в той же строке, а друг под другом, т.е. начинать фразу всегда с новой строки. При таком способе учащимся гораздо легче тотчас же замечать свои ошибки, так как одни и те же буквы слов фразы в таком случае оказываются друг под другом.

Тем не менее не следует придавать выполнению этих фраз исчерпывающее значение для оценки успеваемости отдельных учащихся. Нередко бывает, что относительна слабые учащиеся, сосредоточив всё своё внимание на коротком отрезке времени, потребном для выполнения этих фраз, подают хорошие работы, в то время как текущие работы, вследствие неумения длительно удерживать внимание сосредоточенным, пестрят ошибками и большинство слов в их текущих упражнениях бывает выполнено безошибочно в двух последних строках лишь в результате написания слова на протяжении 6-8 строк. Наоборот, хорошие учащиеся нередко выполняют эти фразы хуже своих текущих работ только потому, что эти фразы - контрольные. (Ведь хорошие учащиеся всегда больше волнуются при контрольных работах, чем плохие.)

Поэтому основной базой для оценки успеваемости, нашим наблюдениям, должно быть текущее выполнение отдельных слов-упражнений каждой темы. Учащиеся, которые настолько сознательно и внимательно выполняют каждое слово-упражнение, что добиваются его безошибочного выполнения в двух последних строках в среднем на протяжении всего 2-3 строк, впоследствии к концу курса пишут совсем без ошибок; те же, которые для получения такого же результата пишут каждое слово в среднем по 6-8 строк, и к концу курса сохраняют в своём письме количество ошибок, близкое к предельно допустимой норме.

При равных качествах выполнения текущих упражнений целесообразно также учитывать в оценке успеваемости и темп выполнения упражнений отдельными учащимися.

Упражнения для ритмических занятий к 1-й теме

рыл рад лад дал пыл пар жар пыж
рыдал парад падал оводы жажда выпал выжал
вдова

РАСПОЛОЖЕНИЕ БУКВ КЛАВИАТУРЕ

Перерисуйте схему клавиатуры с буквами алфавита английского языка, раскрасьте на ней разными цветами зоны действия разных пальцев, чтобы лучше различать территории каждого из пальцев.

1. (большой) палец 1. (большой) палец

левой руки правой руки

1 – большой палец

2 – указательный палец

3 – средний палец

4 – безымянный палец

5 – мизинец

(расположение знаков в соответствии с программой «MicrosoftWordforWindows»).

Средний (основной) ряд клавиатуры

Средний ряд клавиатуры называется основным потому, что когда человек начинает печатать, он ставит четыре пальца (кроме большого) левой руки на буквы этого ряда «ФЫВА » и четыре пальца (кроме большого) правой руки на буквы этого же ряда «ОЛДЖ ». Большие пальцы при этом немного приподняты над промежуточной клавишей, которая делает пробелы между словами. Этим самым человек занимаетисходную позицию для рук , из которой при печатании пальцы (кисти рук) исходят и обратно в которую потом возвращаются по окончании каждого слова, а также в тех случаях, когда происходит чередование левой и правой рук при печатании слова.

Начнем изучать расположение букв алфавита английского языка на клавиатуре компьютера со среднего ряда букв, а именно с букв, входящих в исходную позицию: «ФЫВА » и «ОЛДЖ ;».

Обратите внимание на то, что в этом ряду на клавишах с буквами «А » и «О » есть (почти на всех клавиатурах) пластмассовые выступы, которые нужны при печатании начинающим, чтобы они лучше чувствовали исходную позицию для пальцев. Клавиши с пластмассовыми выступами (буквы «А» и «О») ударяютсяуказательными пальцами , они являются первыми в прямоугольниках на схеме клавиатуры, на которой цифрами сверху обозначено – каким пальцем какие буквы печатаются.

На схеме видно, что после буквы «А» в прямоугольнике следующей является буква «В», которая ударяется следующим по порядку пальцем – средним , и так далее: буква «Ы» –безымянным , а буква «Ф» –мизинцем . То же можно определить и с правой стороны – буква «О» печатаетсяуказательным пальцем, идущая следом за ней буква «Л» –средним пальцем, «Д» – безымянным пальцем и знак «Ж» –мизинцем .

Итак зоны клавиатуры:

Правый указательный – нгроть

Левый указательный – кеапми

Правый средний – шлб

Левый средний – увс

Правый безымянный – щдю

Левый безымянный – цыч

Правый мизинец – зжэ

Левый мизинец – йфя

Теперь вы знаете порядок букв в исходной позиции среднего ряда от клавиш с пластмассовыми выступами. До прихода автоматического удара по этим клавишам при печатании вам придется заниматься подсчетом клавиш при печатании, т.е. подумать сначала – какая буква за какой буквой следом идет по порядку в исходной позиции, а только потом ударить нужную клавишу.

А теперь приступим к упражнениям.

Займите исходную позицию, округлите пальцы (как будто вы держите в каждой руке по крупному яблоку), большие пальцы приподнимите над промежуточной клавишей, которая находится на клавиатуре под клавишами с буквами. Промежуточная клавиша делает пробелы между словами.

Пальцы левой руки поставьте так: Ф – мизинец Ы – безымянный В – средний А – указательный

Пальцы правой руки поставьте так: О – указательный Л – средний Д – безымянный Ж – мизинец

ОЛДЖ .

С левой стороны у вас получилось слово ФЫВА , а с правой – ОЛДЖ .

Теперь попробуйте снять руки с клавиатуры и, не глядя, поставить пальцы в исходную позицию. Вам необходимо вслепую научится ставить пальцы ваших рук на исходную позицию. И сделать это десять раз подряд – десять раз подряд без единой ошибки ставить пальцы на ОЛДЖ и ФЫВА .

Пока будете запоминать клавиатуру, рассматривайте ее, но затем десять раз подряд необходимо поставить руки на основную позицию не подглядывая.

Большие пальцы рук должны находится над пробельной клавишей. Впрочем, это у вас, скорее всего, получится автоматически.

Важно правильно держать руки над клавиатурой. Это легко показывается, но трудно объясняется. Тем не менее попытайтесь скрупулезно следовать рекомендациям.

Приподнимите чуть–чуть кисть левой руки так, чтобы ваши пальцы как бы (именно как бы, почти) дотрагивались до клавиш ФЫВА . Вы должны ощущать в ладони состояние, будто держите яблоко среднего размера или теннисный мяч. То же самое проделайте правой рукой, которая всегда должна находится над буквами ОЛДЖ.

Зафиксируйте испытанное ощущение в своих ладонях, зафиксируйте положение ладоней –– именно такими они должны быть над основной позицией: своеобразным полушаром, легкими, расслабленными, каждый палец своеобразная рейка, опора полушара, и эта рейка должна касаться буквы: рейки левой руки –– Ф–Ы–В–А , правой О–Л–Д–Ж . Запомните, что кисти рук при работе за клавиатурой должны быть свободными, легкими, расслабленными. Руки в локтях согнуты примерно под углом 90 градусов и, повторяю, находятся над клавиатурой как бы параллельно поверхности стола.

Удары по клавишам (не нажимы, а удары! –– этому необходимо научиться, к этому необходимо себя приучить) должны выходить легкими и отрывистыми. Вам знакомо выражение "забарабанил дождь" ? Представьте себе как падают капли... Вот таким же –– каплеобразным –– и должен быть удар ваших пальцев по клавишам. Клавишу нужно ударять подушечкой пальца. Итак, необходимо научится с первой попытки, не подглядывая, ставить пальцы правой и левой рук на основную позицию. Необходимо научится отрывисто ударять по клавишам.

Профессиональных машинисток обучают, используя схему клавиатуры, которая всегда находится слева от машинки. Почему так поступают? Машинисток прежде всего учат текст пе–ре–пе–ча–то–вать. Их взгляд должен привыкнуть к восприятию текста, который всегда у них находится слева. Мы же ставим задачу научиться писать десятипальцевым слепым методом. Не только печатать, но и писать на клавиатуре, то есть излагать, используя клавиатуру, свои мысли, думать за клавиатурой. Думать и писать. Поэтому на текст, который вы будете печатать, смотреть разрешается и даже рекомендуется. Контролировать глазами написанное, контролировать текст, который появляется на экране, можно и нужно, а смотреть на клавиатуру ни в коем случае!

Все последующие упражнения, можно делать лишь в том случае, если вы освоили предыдущее задание.

Итак нужно указательным пальцем левой руки напечатать 15 строк буквы "а". Свободные от работы пальцы рук, хотя вы всего лишь печатаете букву "а", должны почти касаться основной позиции, то есть как бы зависать над буквами Ф Ы В – левая рука (букву "А" печатает только указательный палец, и он все время в работе), О Л Д Ж – правая рука.

Выполнять до тех пор пока вы не напечатаете его (все 15 строк) без единой опечатки.

Идеально было бы, если бы вы сумели напечатать одну страницу с буквой "а" и при этом, чтобы не было ни одной опечатки.

Если слово заканчивается на букву слева, то по промежуточной клавише ударяет большой палец правой руки, и наоборот.

Нажимать на каждую клавишу при печатании упражнения надо в отдельности поочередно, удар должен быть резким, отрывистым, ритмичным, равномерным, одинаковым по силе удара на каждую клавишу.

Держите кисти рук в исходной позиции и перепечатайте, глядя на экран:

Указательным пальцем правой руки напечатайте одну страницу буквы "о", делая промежутки между буквами большим пальцем левой руки.

Средним пальцем левой руки напечатайте 15 строк буквы "в", промежуток между буквами делайте большим пальцем правой руки. Не забывайте, что свободные от работы пальцы как бы зависают (почти касаются) над основным рядом.

При наличии свыше пяти технических и грамматических ошибок на странице по вине машинистки эти страницы перепечатываются заново за счет машинистки. Таково требование одного из руководств по организации машинописных работ. Такое же требование предъявляют к рукописям и типографии: не более пяти исправленных опечаток на одной странице.

Средним пальцем правой руки (промежуток делаем большим пальцем левой руки) напечатайте 28 строк буквы "л"

Не забывая делать между буквами интервал. Пробельная клавиша ударяется большим пальцем свободной от работы руки. Поясняю. Если вы печатали последней букву "а", то пробельная клавиша нажимается большим пальцем правой руки. Если печатаете букву "о", то пробельная клавиша соответственно нажимается пальцем левой руки. Сначала это вызывает трудность, даже некоторою задержку в работе.

Урок 6 – 10 раз

Урок 7 –15 раз

Урок 8–15 раз

Урок 9– 10 раз

Урок 10 –15 раз

Урок 11 –14 раз

Урок 12 –10 раз

Урок 13 –15 раз

Урок 14 –14 раз

Урок 15 –14 раз

Урок 16 –10 раз

Урок 17 –10 раз

Урок 18 –10 раз

Урок 20 –10 раз

провожал

Урок 21 – 10 раз

папа ора папа жэж папа олдж

Урок 22 – 10 раз

фыва оро фыва жэж фыва олдж

Урок 23 – 5 раз

алло папа оро

дыдла фалда

фыва эжэ джо

алло папа оро

алло дыдла фалда

фыва эжэ джо

алло папа алло

дылда оро алло

фалда алло фыва

эжэ алло папа

Урок 24 – 10 раз

алло авва авва алло

Урок 25–15 раз

Урок 26– 10 раз

Урок 27–15 раз

водопад эра

Урок 28–15 раз

провожал дрожал водопад

Урок 30–10 раз

Урок 31–15 раз

пожар эра лажа

Урок 32 – 20 раз

Урок 33 – 20 раз

Урок 34 – 15 раз

дрожал рожал жал

Урок 35 – 3 раза

повар дал плоды

дал плоды повар

плоды дал повар

плоды повар дал

лорд дал плоды

дал плоды лорд

плоды дал лорд

плоды лорд дал

пэр дал плоды

плоды дал пэр

дал пэр плоды

плоды дал пэр

папа жаждал воды

арап жаждал воды

лорд жаждал воды

воды жаждал папа

воды жаждал арап

воды жаждал лорд

жаждал папа воды

жаждал арап воды

жаждал лорд воды

вдова выдра дрожала

порвал провода папа

папа порвал провода

провода порвал папа

Урок 36 – 3 раза

рыл водопровод повар

рыл водопровод папа

рыл водопровод арап

рыл водопровод пэр

рыл водопровод лорд

арфа вдовы пропала дважды

дважды пропала арфа вдовы

фыва ждала олджа

олдж провожал авыфа

авыф ждал олджа

фыва дрожала ждала

олджа пропал авыф

пропал олдж

вдова ждала повара

вдова давала провод

повара пропало ждло

арап рвал вправо

лорд повара провожал пэра

пэр провожал лорда повара

дважды повара провожала фыва

дважды повар провожал олджа

дважды повар провожал авыф

дважды лорд провожал ждло

Урок 37 – 20 раз

Урок 38 – 5 раз

вор жрал дрова

драпал вор по дрова

попал вор в дрова

пропала подпора лорда

жаждала вдова повара

повар жаждал вдовы

олдж попал в водопад

пэр попал в водопад л

орд попал в водопад

повар попал в водопад

вор попал в водопад

дар пэра форд

форд дал повар

орда варваров ждала форварда

водопровод арапа

водопровод лорда

водопровод повара

водопровод пэра

водопровод пэра

папа жрал повара

вдова ждала пэра

дрова лорда продала вдова

дрова лорда продавала вдова

Урок 39 – 5 раз

Урок 40 – 10 раз

поводы доводы дол выл вор вдова повар попал пэр парад давал

папа оро папа жэж папа олдж

фыва оро фыва жэж фыва олдж

Урок 41 – 10 раз

алло папа оро алло дылда оро алло папа

алло фыва эжэ алло

папа джо дылда джо папа

Урок 42 – 15 раз

Урок 43 – 15 раз

Урок 44 – 10 раз

годы кеды гады кеды

невод голод нарды

жду йод зов зал

вой газ рай

гул рок око

лев раж ухо

Урок 45 – 15 раз

зад зло зол эхо вой год код ура

Урок 46 – 20 раз

Урок 47 – 15 раз

Урок 48 – 10 раз

взор фывы угрожал йцуке

фыва ждала олджа

йцуке ждал олджа

олдж ждал пэра

нога попала в лужу

йцуке провожал фыву

лорд провожал йцуке

поезд шел в депо

Урок 49 – 5 раз

олдж продавал айву

пэр ждал лорда

йцуке ждал олджа

щека лорда ждала йода

вдруг дуло дало залп

лорд зашагал в лужу

вдова дала фарш лорду

лорд ел плоды вдовы

пэр продавал фарш

дорога вела в лужу

поцелуй вдовы жарок

лорд продавал форд

пэр продавал кафе

вдова продавала айву

улов папы упал в озеро

папа продавал улов

дрол ле ыдолп ыводв

ыводв ыдолп ле дрол

йулецоп ывода кораж

кораж ыводв йулецоп

арэп волу лапорп

Урок 50 – 20 раз

Урок 52 - 10 раз

велосипед

Урок 53 – 5 раз

фыва пила фывафыва пила фывафыва пила фыва

йцуке дружил с фывоййцуке дружил с фывоййцуке дружил с фывой

олдж азот олджолдж азот олджолдж азот олдж

олдж сказал тьбюолдж сказал тьбюолдж сказал тьбю

старость

молодость

призвание

Вероятно со словами упорство и воля намучаетесь. Но если заранее известно, когда, где и какого характера могут возникнуть трудности, то, согласитесь, их легче преодолеть.

Чем отличается профессионал от дилетанта? Отработкой мелочей. Каждый должен стремится стать профессионалом своего дела.Чтобы овладеть клавиатурой профессионально (и не столь важно, для какой цели и почему вы решили машинописью; важно, что вы решили это сделать, и вы должны этого добиться: печатать на клавиатуре десятипальцевым слепым методом), нужно тщательно отрабатывать мелочи.

Идеально, если вы, начиная с этого упражнения, не только сами продолжите занятия, но и увеличите на них время. Время, затраченное сегодня, окупится завтра, ибо вы не просто научитесь печатать на клавиатуре, но и овладеете скорописью

Увеличивая ежедневно время на выполнение упражнений, вы сократите общий срок занятий. Если обстоятельства позволят вам делать по пять упражнений ежедневно, то через десять дней вы освоете машинопись.

Урок 54 – 10 раз

терпение

упорство

характер

крушение

терпение упорство воля труд характер сила вера надежда крушение

Урок 55 – 10 раз

я человек

я надеюсь

я признаю

я скорблю

я мучаюсь

я ненавижу

рождение жизнь смерть

здоровье болезнь здоровье

папа мама и я

муж и жена

моя семья

моя машинка

мое желание

мое призвание

мой компьютер

многим из нас не хватает культуры

многим из нас не хватает терпения

многим из нас не хватает понимания

пусть меня понимают другие люди

я хочу работать по призванию

я хочу интересной работы

я хочу понять цель жизни

я ищу счастья в жизни

я взываю к совести человека

Урок 56 – 20 раз

Напечатайте слово, которого нет ни в одном словаре: КЕАПМИ . Так называется (опять же используем мнемонику) указательный палец левой руки.

указательный палец левой руки называется кеапми

Урок 57 – 20 раз

указательный палец правой руки называется нгроть

Урок 58 – 20 раз

Урок 59 – 20 раз

мизинец левой руки называется йфя

Урок 60 – 20 раз

мизинец правой руки называется зхъжэ

Урок 61 – 10 раз

безымянный палец левой руки называется цыч

Урок 62 – 10 раз

безымянный палец правой руки называется щдю

Урок 63 – 10 раз

средний палец левой руки называется увс

средний палец правой руки называется шлб

Урок 64 – 5 раз

каждому человеку необходимо уважение

каждому человеку необходима помощь

каждый человек хочет быть лучше

каждый человек думает о совести

каждый человек хочет хорошо жить

каждый человек хочет понимания

каждый человек хочет оставаться человеком

каждому человеку нужен друг

каждому человеку хочется радости

каждому человеку нужен успех

Одним из основных требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), является приобретение школьниками навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Эффективность использования компьютера в различных областях деятельности можно увеличить, если сформировать у учащихся навыки “слепого” десятипальцевого метода набора текста на клавиатуре. Преимуществами этого метода являются: большая скорость печати (100–150 символов); низкая утомляемость, даже при продолжительной работе; возможность уменьшить нагрузку на глаза.

Элективный курс “Слепой” десятипальцевый метод набора текста на клавиатуре” предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8–9 класса и рассчитан на 64 часа. Программа курса включает тематический план, перечень знаний, умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, связующим звеном которого являются практические работы. За основу программы взята методика, разработанная преподавателем МГУ им. Ломоносова В.В. Шахиджаняном, “Соло на клавиатуре. Версия 9.0”.

Цель курса – практическое овладение слепым десятипальцевым способом печати на клавиатуре персонального компьютера.

Задачи курса:

– последовательное изучение рядов клавиатуры;
– выработка навыков безошибочного письма;
– развитие скорости набора текста.

Требования к результатам обучения:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

– требования безопасности труда на рабочем месте;
– устройство клавиатуры, назначение клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе работы;

Уметь:

– качественно и быстро набирать текст на компьютере слепым десятипальцевым методом.

Методическое обеспечение. За основу программы элективного курса взята методика, разработанная преподавателем МГУ им. Ломоносова В.В. Шахиджаняном, и лицензионное программное обеспечение “Соло на клавиатуре. Версия 9.0”.

Программа предполагает постепенное основательное знакомство с клавиатурой компьютера. На практических занятиях выполняются разминки, являющиеся подготовительным этапом к обучению, непосредственно сами упражнения (задания), промежуточные и итоговые тесты по окончании обучения. Упражнения построены таким образом, чтобы, начиная с азов (правильная посадка, постановка рук, освоение основного ряда клавиатуры), перейти к более сложным задачам: достижению безошибочности печати на достаточно высокой скорости. Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж.

Формы контроля: сбор статистических данных о количестве и скорости выполнения заданий (выполняется компьютером автоматически), зачётные работы для оценки промежуточных итогов обучения.

Общее число часов – 64

1. Изучение основного ряда клавиатуры – 19 часов.

Инструктаж по ТБ. Основные принципы “слепого” десятипальцевого метода письма. Освоение позиций пальцев на клавиатуре.

Отработка печати букв а,о, в, л, д с помощью указательных и безымянных пальцев.

Освоение печати буквы ы с помощью безымянного пальца левой руки и букв ф, ж с помощью мизинцев.

Печать слогов типа “гласная-согласная”, “согласная-гласная”.
Работа со слогами типа “согласная – гласная-согласная”, “согласная – согласная – гласная”.

Печать предложений из слов с буквами основного ряда клавиатуры.

2. Изучение верхнего ряда клавиатуры – 7 часов.

Печать буквосочетаний из букв основного и верхнего ряда клавиатуры.

Печать букв верхнего ряда клавиатуры.

Освоение печати слов из букв основного и верхнего рядов клавиатуры.

Печать предложений с буквами основного и верхнего рядов клавиатуры.

3. Изучение нижнего ряда клавиатуры – 6 часов.

Печать букв нижнего ряда клавиатуры.

Печать слов с буквами всех рядов клавиатуры.

Печать текста из предложений с буквами всех рядов клавиатуры. Контроль грамотности.

4. Закрепление навыков десятипальцевого “слепого” метода печати – 9 часов.

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Использование возможности корректировки ошибок (клавиша Backspace).

Отработка использования указательных пальцев левой и правой рук.

Использование зон ответственности” среднего, безымянного пальцев левой и правой руки.

Отработка использования областей мизинцев левой и правой рук.

5. Изучение четвертого ряда клавиатуры – цифры и знаки препинания, символы – 11 часов.

Изучение движений пальцев к клавишам: запятая, двоеточие, прямая скобка, кавычки, тире, точка с запятой, точка.

Изучение согласования движений при печати прописных букв.

6. Совершенствование техники письма – 12 часов.

Печать коротких фраз как промежуточный этап для перехода на связный текст.

Отработка печати текста с разными знаками препинания.

Печать текста на скорость.

Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел,
тема учебного материала

Цели и задачи урока

Виды работ

1. Изучение основного ряда клавиатуры – 19 ч.

Инструктаж по ТБ. Основные принципы “слепого” десятипальцевого метода письма. Освоение позиций пальцев на клавиатуре.

Познакомить учащихся с правилами техники безопасности и поведения в компьютерном классе, с программой “Соло на клавиатуре”, познакомить учащихся с разделение клавиатуры на рабочие зоны, закрепленные за каждым пальцем.

Выполнение разминок
№ 1–21

Отработка печати букв а,о, в, л, д с помощью указательных и безымянных пальцев.

Отработка криптограмм букв, отображающих гласные и согласные звуки.

Выполнение упражнений
№ 1–7

Освоение печати буквы ы с помощью безымянного пальца левой руки и букв ф, ж с помощью мизинцев.

Отработка особенностей печати буквосочетаний и слов с с буквами из “фыва” и “олдж” (основная позиция пальцев)

Выполнение упражнений
№ 8–11

Воздушные мостики при работе с буквами п, р, э.

Отработка особенностей печати букв, для которых требуется перемещение пальцев с основных позиций.

Выполнение упражнений
№ 12–16

Печать слогов типа “гласная-согласная”, “согласная-гласная”.

Отработка печати буквосочетаний “ор”, “во” и т.д.

Выполнение упражнений
№ 17–20

Работа со слогами типа “согласная – гласная-согласная”, “согласная – согласная – гласная”.

Отработка печати буквосочетаний “оро”, “жэж”, “про” и т.д.

Выполнение упражнений
№ 21–24

Печать слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати слов “провод”, “провожал”, “дрожал”, “водопад”, “пожар”, “дорожал”.

Выполнение упражнений
№ 25–30

Зачётная работа

Контроль знаний.

Печать слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати слов “пожар”, “ражон”, “эра”, “дал”, “дрожал”, “дорожал”, “рожал”, “жал”

Выполнение упражнений
№ 31–34

Печать словосочетаний из слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати предложений “повар дал плоды”, “рыл водопровод повар”, “жаждал папа воды”, “дрофа пропорола лапы”, “продажа дров, топоров, долларов”.

Выполнение упражнения
№ 35–38

Освоение печати словосочетаний “правда повара”, “право вдовы”, “орала орава”

Выполнение упражнения
№ 39

Печать предложений из слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати словосочетаний “рыдала лола”, “повар, лапа”, “доводы, проводы”, “попала вдова в пожар”, “алло, папа, оро”, “радовала вдова повара”

Выполнение упражнений
№ 40–42

Зачётная работа

Контроль знаний.

2. Изучение верхнего ряда клавиатуры – 7 ч.

Печать буквосочетаний из букв основного и верхнего ряда клавиатуры

Отработка особенностей печати буквосочетаний с буквами из верхнего и основного ряда клавиатуры “ой”, “ау”, “фйф”, “оно”.

Выполнение упражнений
№ 43–44

Печать букв верхнего ряда клавиатуры

Отработка особенностей печати букв “йцукенгшщзхъ”

Выполнение упражнений
№ 45–46

Освоение печати слов из букв основного и верхнего рядов клавиатуры

Отработка особенностей печати слов с буквами из верхнего и основного рядов клавиатуры “вой, рай, око, гол, нары, ценз”, “хапай”, “дерзай”, “гавкай”.

Выполнение упражнений
№ 47–48

Печать предложений с буквами основного и верхнего рядов клавиатуры

Освоение печати предложений “поезд ехал в депо”, “взор фывы угрожал йцуке”, “улов лорда долго ждал”, “лорд зашагал в лужу”.

Выполнение упражнений
№ 49, 50

Зачётная работа

Контроль знаний.

3. Изучение нижнего ряда клавиатуры – 6 ч.

Печать букв нижнего ряда клавиатуры

Отработка особенностей печати букв “ячсмитьбю”

Выполнение упражнений
№ 51–52

Печать слов с буквами всех рядов клавиатуры

Отработка особенностей печати слов “мать, тётя, жизнь, миг”

Выполнение упражнений
№ 52–55

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры

Освоение печати предложений “я хочу найти цель жизни” и др.

Выполнение упражнений
№ 56–57

Зачётная работа

Контроль знаний.

4. Закрепление навыков десятипальцевого “слепого” метода печати – 9 ч.

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Освоение печати предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Выполнение упражнений
№ 58–60

Использование возможности корректировки ошибок (клавиша Backspace).

Отработка навыков и умений, которые позволяют “вслепую” исправлять ошибки при наборе компьютерного текста

Выполнение упражнения
№ 61

Отработка использования указательных пальцев левой и правой рук.

Выполнение упражнений
№ 62–63

Использование зон ответственности” среднего, безымянного пальцев левой и правой руки.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 64–65

Отработка использования областей мизинцев левой и правой рук.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 66–67

Корректирующие упражнения для левой и правой руки.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 68–69

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры, повторяющимися словами

Обобщение умений и навыков “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 70

Зачётная работа

Контроль знаний.

5. Изучение четвертого ряда клавиатуры – цифры и знаки препинания, символы – 11 ч.

Печать знаков препинания: точка с запятой.

Отработка особенностей печати предложений, содержащих точку с запятой.

Выполнение упражнений
№ 71–72

Печать знаков препинания: кавычки, двоеточие

Отработка особенностей печати предложений, содержащих кавычки и двоеточие.

Выполнение упражнений
№ 73–75

Печать знаков арифметических операций -, +, /, =

Отработка особенностей печати предложений, содержащих знаки арифметических операций.

Выполнение упражнений
№ 76–77

Печать знаков препинания: вопросительный и восклицательный знаки.

Отработка особенностей печати вопросительных и восклицательных предложений.

Выполнение упражнений
№ 78–79

Зачётная работа.

Контроль знаний.

Зачётная работа

Печать прописных букв.

Изучение согласования движений при печати прописных букв.

Выполнение упражнений
№ 80–81

Печать цифр.

Отработка особенностей печати цифр.

Выполнение упражнений
№ 82–83

Написание числительных.

Отработка особенностей печати числительных.

Выполнение упражнений
№ 84–85

Печать цифр и знаков, расположенных вместе с цифрами.

Отработка особенностей печати знаков, расположенных вместе с цифрами.

Выполнение упражнений
№ 86–87

Зачётная работа.

Контроль знаний.

6. Совершенствование техники письма – 12 ч.

Печать коротких фраз как промежуточный этап для перехода на связный текст.

Выполнение упражнений
№ 88–89

Печать текста с разными знаками препинания.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 90–91

Исправление ошибок при наборе текста.

Отработка навыков и умений, которые позволяют исправлять ошибки при наборе компьютерного текста.

Выполнение упражнений
№ 92–95

Печать текста на скорость.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста.

Выполнение упражнений
№ 96–99

Зачётная работа

Контроль знаний по материалу курса.

Пример зачётной работы

Тема: “Изучение основного ряда клавиатуры”

Дрофа пропорола лапы, вдова жаждала правды, повар рыл водопровод, Жора пожал лапы дрофы, папа продавал доллары, правда радовала лорда, повар провожал орлов, довод папы дал плоды, орава орала про право, провод попал в пожар, доллар дважды подорожал, лорд дал право парада, довод повара пропал.

Требования к скорости набора словосочетаний могут изменяться по мере увеличения количества выполненных упражнений.

Упражнение № 2

Тема: «Изучение клавиатуры. Основной (второй) ряд клавиатуры, буквы П Р Э»

Цель работы : Изучение основного (второго) ряда клавиатуры, буквы П Р Э. Научиться правильной постановке рук на клавиши основного ряда клавиатуры.

Поставьте руки вслепую на исходную позицию: пальцы левой руки на буквы Ф Ы В А, правой – на буквы О Л Д Ж. Проверьте правильность позиции.

Для написания буквы Р необходимо указательный палец правой руки приподнять, отвести немного влево и сделать короткий, отрывистый удар по клавише Р, затем вернуть палец на исходную позицию (на букву О). Точно так же производят удар по клавише П, только левой рукой. Повторяйте этот прием до тех пор, пока не появиться уверенность в движении (не менее 15 раз).

Для удара по клавише Э мизинец правой руки оттягивается вправо, делается отрывистый удар по клавише Э, и палец возвращается в исходное положение (на букву Ж). Повторяйте этот прием до тех пор, пока не появиться уверенность в движении (не менее 15 раз).

Задание 1: Напишите буквы П, Р и Э по две строки через один пробел по образцу:

п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п

р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р

э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э

Задание 2: Напишите слова из трех букв каждое по три строки через один пробел по образцу:

рад рвы рыл род раж пол пыж пар пэр под дар дал фар жар эра

Задание 3: Напишите слова из четырех букв каждое по три строки через один пробел по образцу:

рады рвал форд фара арфа

выпадал проплыл проводы продажа прорвал

жаждала пропажа радовал